Критика без претензий: учимся корректно критиковать

Автор: | 22.11.2016

Вы знаете человека, который любил бы, чтобы его критиковали? Таких нет, это понятно. Ясно и другое: невозможно жить и развиваться, избежав негативных оценок себя и своего поведения, будь то построение семейных отношений, будь то взаимодействие с людьми на деловой или дружеской почве.

Неправильно «поданная» критика способна привести к проявлению агрессивности и враждебности, «разгоранию» лишних скандалов и конфликтов, может испортить отличные приятельские, любовные, деловые взаимоотношения.

Поэтому если есть возможность воздержаться от критики, лучше это сделать. Ну, а коль нет – постараться «подать» свое недовольство грамотно. Это значит:

  1. Высказывать замечания ровным тоном
    Спокойная, мирная критика воспринимается гораздо конструктивнее, чем разговор «на повышенных тонах»
  2. Начинать критику с похвал или описания достоинств критикуемого
    В этом случае не будет причин обвинять критикующего в предвзятом отношении, ведь будет понятно, что тот старается быть объективным и рассматривает не только минусы, но и плюсы человека.
  3. Подвергать критике не личность, а непосредственно поступок kritika_lh
    Любой сможет признать свой промах или ошибку, тем более, когда они очевидны, признать же себя плохим человеком – едва ли вообще такое возможно. Значит, появится повод для конфронтации, что многократно уменьшит шансы на осмысление человеком допущенного промаха и его исправление.
  4. Не стоит искать «стрелочника»
    Несправедливые упреки – это путь в «никуда».
  5. Не нужно обвинять человека, лучше совместно искать выход из ситуации
    «Сохранение лица» провинившегося даст ему возможность не растрачиваться на раскапывание аргументов для самооправдания, а искать и находить конструктивное и действенное решение для выхода из ситуации.
  6. Нельзя критиковать человека в присутствии других людей
    Сама по себе критика – уже удар по самолюбию, а если есть свидетели этого, то моральному духу критикуемого может быть нанесен непоправимый ущерб. И напротив, похвалы желательно раздавать публично.
  7. Форма «подачи» критики должна учитывать характер личности критикуемого

Для одних людей — ранимых, мнительных — более действенной будет мягкая форма высказывания замечаний. На других — высокомерных, спесивых — подействует только твердый тон беседы. Человеку, понимающему юмор, можно донести критику в форме шутки. Но, конечно, последнее абсолютно неприменимо к тем, кто имеет низкую самооценку.